Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Китай


Китайская Народная Республика

По мере быстрого развития национальной экономики динамично возрастает спрос на полезные ископаемые, обостряется дефицит некоторых основных видов ископаемых, импорт которых увеличивается из года в год. В Китай приходится ввозить 40% от объема потребления меди, 30% от объема потребления нефти и 90% от объема потребления калийных солей. Среди 16 самых дефицитных видов полезных ископаемых, нехватка которых ощущается в стране, первые места занимают нефть, природный газ, а также медь и хром. Наряду с этим сокращаются разведанные запасы вольфрама в связи с чрезмерным их освоением.
По итогам 2006г. объем потребления золота в Китае оценочно составил 350 т. Повышение цены на золото в определенной степени сдерживало рост спроса на ювелирные изделия из золота; тем не менее, продолжали пользоваться большим спросом золотые слитки. По предварительным подсчетам, их доля в общем объеме потребления золота составляет 15%.
В стоимостном выражении производство в мире листового стекла, а также продукции с высокой добавленной стоимостью (многослойное стекло, закаленное, огнеупорное, с изоляционными покрытиями, зеркальное) в 2013г. оценивается в 57,5 млрд. долл. США. В 2013г. выпуск листового стекла в мире, по прогнозу, превысит 57 млн.т., в т.ч. высококачественного стекла - почти 50 млн. Листовое стекло низкого качества производится в основном в Китае и в меньшей степени - в России. Учитывая динамичное развитие строительной индустрии в мире, среднегодовые темпы роста потребления плоского стекла в этой сфере до 2013г. могут превысить 4,7% (что составит 35 млрд. долл. США).

Статус экономики: сырьевая, обрабатывающая, аграрная.

Источник: http://forum.chuguev.net/index.php?showtopic=2789

КФР.
1. Китай производит почти 30% мирового производства химических удобрений, одновременно потребляет 35% от общего объема мирового потребления, вследствие чего занимает первое место в мире по производству и потреблению. За январь-сентябрь 2006г. объем импорта химудобрений в Китае составил 7,7 млн.т., объем экспорта - 3,4 млн.т.
В последние годы в Китае быстрыми темпами развивалось производство пластмасс. Согласно данным Государственного статистического управления КНР, в отрасли насчитывается 60 тыс. предприятий, стоимость их годовой продукции достигла 380,3 млрд. юаней. По объему производства пластмассовых изделий Китай занимает второе место в мире.
Китай также занимает второе место в мире после США по объему выпуска сырьевых ядохимикатов. В 2006г. 399 видов ядохимикатов общей стоимостью 1,9 млрд. долл. США экспортированы из Китая в 163 страны и региона мира, включая ЕС, США, Японию, Южную Америку.
В стране действуют 2600 предприятий по выпуску сырьевых ядохимикатов, совокупная производственная мощность которых приближается к 1,2 млн.т. в год. Для содействия охране окружающей среды Китай намерен приступить к взиманию издержек на обработку сточных вод и мусора в городах и постепенно повышать уровень тарифов, руководствуясь принципом . Взимаемые средства будут направляться на строительство водоочистных заводов.
2. Китай занимает первое место в мире по запасам редкоземельных ресурсов. Однако при этом добычей и производством редкоземельных металлов в Китае занимается почти 100 предприятий, разбросанных по всей стране. Нерациональное использование и значительное потребление редкоземельных ресурсов наносят стране серьезный ущерб. Специалисты бьют в набат, призывая к введению экстренных мер по охране, подсчитав, что с учетом требований охраны окружающей среды, себестоимости разработки и других факторов, в Китае располагается 27 млн.т. неразработанных промышленных запасов редкоземельных металлов. Это составляет 31% общемировых промышленных запасов. Однако среднедушевой уровень запасов ставит Китай в число стран, бедных редкоземельными металлами.
3. Китай - лидер по экспорту стального проката. В 2006г. объем его экспорта составил 43 млн.т., увеличившись на 109,6% по сравнению с 2005г., объем импорта - 18,51 млн.т. (снижение на 28,3%).
В 2006г. объемы производства грубой стали и чугуна в Китае составили соответственно 33,79 (418,78 млн.т. при увеличении на 18,48% с уровня 2005г.) и 46,6% (404,17 млн.т. (19,78%)) мировых показателей. В 2013г. производство стали в Китае, согласно прогнозу Китайского института планирования черной металлургии, достигнет 520 млн.т., что на 100 млн. больше, чем в 2006г.
В 2006г. прибыль отрасли черной металлургии возросла по сравнению с 2005 годом на 30% (169,95 млрд. юаней), что стало лучшим показателем за всю историю существования.
4. В числе основных факторов, влияющих на положение Китая на мировом рынке глинозема, является наличие значительных мощностей по его выпуску. Избыток предложения этого сырья сохранится в течение ближайших двух лет, и его цены будут оставаться на сравнительно низком уровне.
Китай располагает ресурсами бокситов низкого качества, он будет продолжать их импортировать в большом количестве для удовлетворения потребностей быстро развивающейся глиноземной промышленности. Для переработки низкосортных бокситов возрастает расход каустической соды и требуется высокая температура, что ведет к росту издержек производства.
В 2006г. цены глинозема металлургического сорта на рынке разовых сделок понизились до 200 долл. США/т, т.е. до уровня, при котором производить его нерентабельно, и продуценты начали сокращать производство. Это привело к некоторому его подорожанию. При уровне цен в 200-225 долл. США/т они вновь будут вынуждены сокращать объем производства.
При этом в наиболее уязвимом положении находятся китайские продуценты. Торговля глиноземом в основном осуществляется по контрактам (средне- и долгосрочным), а на рынке разовых сделок реализуется лишь небольшая часть (6%). При этом цена рассчитывается на базе котировок алюминия на ЛБМ, и уровень годовых контрактных цен глинозема составляет 12-13% котировок алюминия на ЛБМ. Ожидают, что этот показатель повысится до 13,5%.
В 2006г. были введены в эксплуатацию новые мощности по выпуску глинозема, в частности компаниями Comalco, Alunorte и китайскими фирмами. В наименее благоприятном положении оказались компании, поставляющие глинозем по разовым сделкам, а также те, кто заключил долгосрочные контракты в 2005г. по высоким ценам.
Избыток предложения глинозема на мировом рынке в 2010г., по оценке Alcan Bauxite and Alumina, составит 1-1,5 млн.т. и только через 2-3г. ситуация изменится к лучшему и спрос будет соответствовать предложению при условии, что продуценты выведут из эксплуатации значительные мощности.
В 2006г. Китай экспортировал 1,24 млн.т. алюминия, что на 74% больше показателя 2005г. Импорт подобной продукции вырос на 6% до 686 124 т.
В 2010г. экспорт бесшовных труб из КНР, как ожидают, будет расширяться, поскольку их выпуск увеличивается быстрее, чем растет спрос на них на внутреннем рынке. В 2010-2011гг. в КНР предполагается ввести в действие новые мощности по выпуску бесшовных труб. В перспективе существует угроза того, что рост экспорта может привести к избыточному их предложению на мировом рынке. Учитывая это, продуценты в странах Запада сосредоточивают усилия на увеличении в общем производстве доли труб с более высокой добавленной стоимостью.
5. В 2020г. рыночная стоимость фармацевтической промышленности Китая достигнет 120 млрд. долл. США. По этому показателю Китай выйдет на второе место в мире, уступая лишь США.

Источник: http://www.photoregion.ru/details.php?image_id=9454

6. Биоиндустрия стала одной из важнейших сфер развития высоких технологий. В 2005г. в Китае добавленная стоимость биоиндустрии составила 200 млрд. юаней. В стране создано 7 государственных биологических баз.
В 2013г. добавленная стоимость отрасли оценочно достигнет 500 млрд. юаней (64,1 млрд. долл. США). Такой прогноз делает госкомитет по делам развития и реформ Китая, вместе с рядом министерств разработавший , в которой намечены цели и методы ее развития. Более 10 правительств на уровне провинции также утвердили собственные программы развития в этой области.
ЭИТ. В Китае проблема избыточных производственных мощностей в металлургической сфере становится все более острой на фоне динамичного развития отрасли в последние годы. На конец 2005г. китайские металлургические предприятия располагали мощностями для выплавки стали в 470 млн.т. в год. Если принять во внимание строящиеся и запланированные новые мощности, способные давать 150 млн.т. стали ежегодно, ожидается дальнейшее усугубление дисбаланса между предложением и спросом даже в условиях растущих потребностей.
В период 11 (2006-10гг.) в стране намечены к ликвидации отсталые чугунолитейные производства с общей годовой мощностью 100 млн.т.; до конца 2010г. планируется закрыть сталелитейные заводы общей годовой мощностью в 55 млн.т.
Иностранные инвестиции в добывающий сектор экономики КНР по-прежнему остаются на низком уровне, во многом вследствие неурегулированного законодательства страны. Специалисты отмечают, что на фоне быстро растущих инвестиций в перерабатывающие отрасли промышленности Китая дефицит иностранных инвестиций в добывающие отрасли может привести к дисбалансу во всей экономике страны. По данным Metal Bulletin Research, из всего объема ежегодно затрачиваемых в мире средств на геологическую разведку на КНР приходится менее 1%.
Многие западные компании теоретически не исключали своего возможного присутствия в горнодобывающем секторе китайской экономики, однако для этого центральному правительству Китая необходимо кардинально пересмотреть целый ряд законов, регулирующих потоки иностранных инвестиций.
В 2006г. федеральное правительство приняла серию мер по контролю над инвестициями и предоставлению кредитов в отрасль. Они предусматривают рост депозитов и процентных кредитных ставок, контроль и проверку вновь созданных проектов, где инвестиции превышают 100 млн. юаней (12,7 млн. долл. США), а также повышение цен на земельные участки для промышленных нужд. Китайским продуцентам при экспорте стальной продукции предоставляются налоговые льготы.
Согласно действующему законодательству, все достаточно крупные иностранные инвестиции (в 600 тыс. долл.) в горнодобывающую отрасль страны должны получить обязательное одобрение в Пекине.
В результате масштабных исследований земельных и природных ресурсов в Китае были разведаны запасы ряда важных минеральных ресурсов. В стране открыт ряд новых месторождений меди, их разведанные запасы оцениваются в 28,68 млн. тонн.
Китай на 50% увеличил финансирование работ по разведке полезных ископаемых - с 22,2 млрд. юаней в 2001г. до 34,4 млрд. юаней (4,4 млрд. долл. США) в 2005г. Только в 2005 году в стране были открыты 169 новых месторождений со значимыми запасами. В общей сложности были обнаружены 747 крупных и средних месторождений, включая месторождения меди в Тибете, Юньнани и Синьцзяне. Как следствие эффективности инвестиций в январе-сентябре 2006г. добыча угля возросла на 11,7% по сравнению с аналогичным показателем 2005г. и достигла 1,47 млрд.т., сырой нефти - на 1,7% до 138 млн.т. Прирост производства кокса и добычи железных руд составил свыше 16 и 37% соответственно (200 млн. и 406 млн.т.).
Неуклонно углубляющаяся в Китае реформа системы пользования недрами дала еще один результат: с 2006 года право на поиск и разведку полезных ископаемых начали предоставлять исключительно на платной основе.
ПФ. Крупнейшим иностранным инвестором в золотодобывающей отрасли Китая является компания Sino Gold со штаб-квартирой в Сиднее. Sino Gold принадлежит рудник Jianchaling в центральной части страны, который в 1998г. стал первым успешным примером иностранных инвестиций в золотодобычу Китая. За время эксплуатации здесь было добыто почти 430 тыс. унц. золота.
Еще одним позитивным примером работы иностранной компании на территории КНР является фирма Griffin Mining, которая готовит к освоению проект Caijiaying по добыче цинковых руд и золота в пров. Хэбэй. Griffin Mining зарегистрировала в Китае дочернюю компанию, которая получила все необходимые лицензии на проведение геологических исследований на территории провинции по новым, более , законам, вступившим в силу в 1998г.

Источник: http://moscow.grandbaikal.ru/qa/202.html

Используя свои минеральные богатства, в последние годы Гуанси принимал активные меры по развитию переработки полезных ископаемых. Этот автономный район стоит в первых рядах в мире по объему производства алюминиевой промышленности. Согласно плану, к 2013г. в Гуанси годовые мощности по производству окиси алюминия, электролитного алюминия и алюминиевого проката достигнут 5 млн., 1,5 млн. и 1 млн.т. соответственно. Таким образом, Гуанси станет крупнейшей в стране базой алюминиевой промышленности.
В 2010г. в южно-китайской провинции Гуандун планировалось инвестировать 15 млрд. долл. США (1 долл. США = 7,8 юаня) в строительство ведущих объектов. Так, в марте 2010г. в Шанхае началось строительство крупной нефтехимической научно-исследовательской базы. В первую очередь проекта Китайской компанией нефтехимической промышленности (ККНП) будет вложено 340 млн. юаней (43,87 млн. долл. США). По объему инвестиций база станет крупнейшим научно- исследовательским проектом ККНП.
В конце 2006 года официально началось строительство завода по производству этилена Чжэньхайской нефтеперерабатывающей и химической компании (Zhenhai Refining and Chemical Co, Ltd) при Китайской нефтехимической корпорации (Sinopec) мощностью 1 млн.т. этилена в год. Совокупные инвестиции в объект составляют 22 млрд. юаней или около 2,8 млрд. долл. США.
В 2003г. Управление полезных ископаемых пров. Гуйчжоу, Китайская золотопромышленная корпорация и австралийская компания Сино Голд лимитед (Sino Gold Ltd.) создали совместное китайско-австралийское предприятие по освоению месторождения . В июне 2004г. объем иностранных инвестиций в освоение данного месторождения и в строительство рудника составил 100 млн. долл. США. В китайской отрасли добычи и производства золота это крупнейший проект с участием иностранного капитала. В 2010г. объем золотодобычи здесь должен составить от 110 до 160 тыс. унций, а после того, как рудник заработает в полную силу, он станет крупнейшим золотодобывающим предприятием в Азии.
Начавшееся строительство металлургического комбината > в промышленном районе г. Таншань (пров. Хэбэй) будет завершено к 2013г. Согласно проекту, занимающий площадь в 21 кв.км производственный комплекс будет оснащен двумя доменными печами емкостью по 5500 куб.м. каждая - третьими по величине в мире и самыми большими в Китае. Проектная мощность нового завода составит 8,98 млн.т. чугуна, 9,7 млн.т. стали и 9,13 млн.т. стального проката в год.
Действующий комбинат Шоуган, расположенный в 17 км к западу от центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине, является одним из крупнейших источников загрязнения в городе. В ходе проекта основные производственные мощности Шоуган переедут из Пекина на о-в Цаофэйдянь в Бохайском заливе Желтого моря в целях улучшения экологии столицы. По оценкам столичных природоохранных служб, благодаря выводу завода за пределы Пекина годовой объем загрязняющих веществ, жителями столицы, сократится на 18 тыс. тонн. Руководство Шоугана обещает, что новый комплекс будет соответствовать всем экологическим нормам и соблюдать все требования по объемам выброса в атмосферу двуокиси серы и иных веществ.
Связи с Россией. Китайская Norinco и российская Востек-Тверь, производителя стекла Востек, подписали контракт на строительство стекольного завода в Тверской области стоимостью 123 млн. долл. США. В соответствии с документом предприятие годовой мощностью 160 тыс.т. листового полированного флоат-стекла должно быть введено в эксплуатацию в 2012г. Совокупный оборот предприятия составит 80 млн. долл. США в год. Предприятие обеспечит стеклом не только Тверскую область, но и соседние регионы, в т.ч. Москву.
Один из ведущих в России производителей стали Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) планирует подписать соглашение с крупнейшим китайским производителем трансформаторов TBEA о долгосрочных поставках на 500 млн. долл. США. НЛМК планирует поставить ТВЕА 100 тыс.т. трансформаторной стали в 2010-11гг.
Трансформаторная сталь является одним из самых технологичных видов стальной продукции высоких переделов, спрос на которую растет не только в КНР, но и во всем мире.

Источник: http://www.mytravelworld.ru/chine/gallery.html

Справочно. Минкоммерции Китая включает в себя 25 функциональных подразделений, среди которых:
1.Договорно-правовое управление. Разрабатывает проекты законодательных актов по вопросам внутренней торговли, международного экономического сотрудничества, иностранных инвестиций; отвечает за работу по разработке международных торгово-экономических договоров, рассматривает и утверждает такие переговорные документы, как двусторонние и многосторонние торгово-экономические договоры и соглашения; готовит предложения по приведению законодательной базы Китая в торгово-экономической сфере в соответствие с международными многосторонними и двусторонними договорами и соглашениями; ведет многосторонние и двусторонние переговоры по правам интеллектуальной собственности; готовит предложения по внесению изменений во внутреннее законодательство, касающееся многосторонних и двусторонних соглашений по торговле и инвестициям; занимается административным судопроизводством Министерства.
2. Азиатское управление.
3. Управление Западной Азии и Африки.
4. Европейское управление.
5. Управление Америки и Океании. В компетенцию вышеуказанных четырех управлений входят: выработка стратегии развития торгово-экономического сотрудничества и соответствующей политики по отдельным странам (регионам), разработка средне - и долгосрочных планов развития; проведение двусторонних торгово-экономических переговоров, двусторонних совместных семинаров и заседаний; урегулирование основных вопросов, возникающих в торгово-экономических отношениях с отдельными странами (регионами); контроль за выполнением правительствами зарубежных государств двусторонних и многосторонних торгово-экономических соглашений, заключенных с Китаем, и организация консультаций, содействие предприятиям Китая в получении доступа на рынки других стран; руководство торгово-экономической деятельностью со странами, с которыми отсутствуют дипломатические отношения; осуществление диверсифицированной стратегии в отношении курируемых стран (регионов); руководство деятельностью торгово-экономических аппаратов Китая за рубежом, поддержание контактов с аккредитованными в КНР официальными торговыми представительствами зарубежных стран.
6. Управление международных торгово-экономических отношений. Разрабатывает и реализует торгово-экономическую политику на многостороннем уровне, осуществляет отношения с многосторонними и региональными торгово-экономическими организациями; организует многосторонние переговоры по внешнеэкономическим и внешнеторговым вопросам, международной торговле услугами, международным договорам и соглашениям, координирует позицию китайской стороны на переговорах; осуществляет работу по подписанию многосторонних и двусторонних соглашений о свободной торговле; курирует вопросы осуществления технико-экономического сотрудничества ООН и других международных организаций с Китаем; контролирует сферу оказания Китаю безвозмездной помощи (за исключением безвозмездных выплат, осуществляемых в рамках проектов финансового сотрудничества); поддерживает контакты с торгово-экономическими представительствами Китая в ООН и других международных организациях, а также с представительствами международных многосторонних торгово-экономических организаций в Китае.
7. Управление внешней торговли. Разрабатывает нормативные акты по контролю за экспортно-импортными товарами и перечни экспортно-импортных товаров, распределяет квоты и лицензии на экспорт и импорт; составляет и реализует годовые планы по квотам, тарифным квотам на экспортно-импортные товары; разрабатывает критерии и предоставляет статус предприятия, имеющего право ведения внешнеэкономической деятельности и статус предприятия, работающего в качестве агента в сфере международных грузовых перевозок; руководит организацией торговых выставок, переговоров и других мероприятий на территории Китая и за рубежом, разрабатывает соответствующие руководящие положения; направляет работу системы содействия международной торговле.
8. Управление научно-технического развития и торговли технологиями. Разрабатывает политику и правила по торговле технологиями, а также по стимулированию экспорта технологий; реализует стратегию по торговле научно-технической продукцией; участвует в разработке перечней экспортируемой высокотехнологичной продукции, а также продукции, экспорт и импорт которой запрещен или ограничен; контролирует экспорт технологий и высокотехнологичной продукции, а также ввоз технологий; разрабатывает и проводит политику контроля за государственным экспортом; выдает экспортные лицензии, предотвращающие распространение технологий; координирует многостороннее и двустороннее промышленно-технологическое сотрудничество.

Источник: http://www.man.kg/?newsid=799

9. Управление развития реформы в торговле. Разрабатывает современную стратегию развития обращения в сфере услуг, осуществляет планирование развития отрасли; проводит работу по оптимизации сферы обращения, углублению реформы механизма обращения, разрабатывает и реализует планы по внедрению таких современных форм обращения, как создание сетей магазинов, организация доставки товаров; способствует становлению и развитию рынков в городе и на селе; контролирует развитие отрасли общественного питания, жилищной сферы; на основании соответствующих положений осуществляет контроль за оборотом нефтепродуктов.
10. Управление по контролю над иностранными инвестициями. Изучает тенденции развития транснационального инвестирования и ситуацию с иностранными инвестициями в Китае, участвует в разработке средне - и долгосрочных планов по привлечению иностранных инвестиций; разрабатывает проекты законодательных актов по привлечению иностранных инвестиций, а также соответствующую политику и нормы управления; утверждает создание предприятий с иностранными инвестициями и изменение видов деятельности предприятий иностранного капитала в случаях превышения установленных государством предельных лимитов, ограничений по инвестициям, а также связанных с деятельностью по квотам и лицензиям; утверждает контракты, уставы, а также особо оговоренные законом важные изменения по крупным инвестиционным проектам; осуществляет контроль над соблюдением предприятиями с иностранными инвестициями соответствующих положений законов, норм, контрактов и уставов; осуществляет руководство и управление в масштабах страны работой по привлечению иностранных инвесторов, стимулированию инвестиций; регистрирует предприятия иностранного капитала, а также их экспортно-импортные операции; ведет статистический учет в сфере иностранных инвестиций; осуществляет общую координацию и руководство конкретной работой зон технико-экономического развития государственного значения, промышленным парком г.Сучжоу.
11. Управление международного экономического сотрудничества. Разрабатывает проекты законодательных актов, норм и правил, касающихся зарубежных инвестиций Китая, подрядных работ за рубежом, экспорта рабочей силы и прочих вопросов внешнеэкономического сотрудничества, в соответствии с законом осуществляет управление и контроль; утверждает создание китайскими компаниями предприятий с китайским капиталом за рубежом и статус предприятия, имеющего право на осуществление внешнеэкономического сотрудничества; ведет статистический учет в сфере прямых зарубежных инвестиций Китая.
12. Управление по определению отраслевого ущерба. Отвечает за определение и оценку отраслевого ущерба при введении антидемпинговых, антикомпенсационных и защитных мер; разрабатывает механизмы предупреждения отраслевого ущерба; направляет и координирует деятельность соответствующих ведомств и посреднических организаций по обеспечению отраслевой безопасности.

По материалам Полпред (Россия) 28 апреля 2011г. и 20 мая 2011г.

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.