Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Корея


Республика Корея

Статус экономики: технотронная с элементами инновационной.

КФР. Внешняя торговля Кореи осуществляется в соответствие с торговым режимом, установленным для государств-членов ВТО. В целях защиты интересов национальных производителей, особенно в случае превышения торговых квот, установленных ВТО, РК использовала защитные меры в виде различных барьеров и ограничений. Количество ограничений в РК против зарубежных товаров: химическая продукция - 61, оборудование и электроника - 35, бумага и древесина - 26, металлы - 12; текстиль - 7.
В последние годы в РК отмечается устойчивая тенденция роста производства и экспорта автомобильной техники. РК находится на 5-6 месте в мире по объему производства - в 2005г. выпустив 37 млрд.шт. на 50 млрд. долл. США (рост на 6,5% по сравнению с 2004гг.).
В 2005г. объемы производства пяти автомобилестроительных корпораций РК в процентном соотношении составили:
- Hyundai Motor - 57,6;
- Kia Motors - 14,6;
- GM Daewoo - 5,2;
- Ssangyong Motor - 8,6;
- Renault-Samsung Motors - 14.
В 2005г. на 48,2 млн.чел. населения страны приходилось 15,4 млн.ед. автотранспорта, в т.ч. 95% составляли пассажирские автомашины - 14,6 млн.шт., 783965 ед. - грузовики и 57563 ед. - автобусы.
В 2005г. продолжалось проникновение южнокорейских автомобилестроительных корпораций в автомобильную промышленность других государств. Корейские автопризводители рассматривают рынок Китая как один из самых интересных в Азии. Hyundai Motor увеличил свои продажи автомобилей в Китае с 52 тыс. в 2003г., до 234 тыс. автомобилей в 2005г. Kia Motors также увеличила свои продажи в Китае со 110 тыс. в 2004г. до 140 тыс. автомобилей в 2005г.
В 2005г. экспорт корейской электроники составил 103 млрд. долл. США, что на 6,3% больше показателей 2004г. Эта сумма составляет 40% от общего экспорта РК за год.

ПФ. Совместная корейско-китайская компания с участием Kia Motors завершила строительство второго завода в Китае по выпуску автомобилей, его проектная мощность - 400 тыс. автомобилей в год. Первое действующее корейско-китайское автомобилестроительное предприятие с участием Kia Motors, находящееся на территории Китая, в настоящее время производит 50 тыс. автомобилей в год.

В интересах обеспечения своей безопасности особое значение Республика Корея придает развитию торгово-экономических связей с Северной Кореей, т.к. это позволяет сократить вероятность возникновения на Корейском полуострове военного конфликта и в целом демонстрирует стабильность положения РК в международном сообществе.
Дальнейшая реализация совместных инвестиционных проектов на территории КНДР (начало работы южнокорейских компаний на территории технопарка в г. Кэсон, продолжение проведения туристических экскурсий для граждан РК в горах Кымган, техническое воссоединение ТКЖД и др.), рост двусторонней торговли, оказание гуманитарной помощи Северной Корее, являются предпосылками последующего воссоединения двух государств.


Источник: http://www.constanttour.ru/korea/korea2.html

ЭИТ. Законодательство РК ограничивает внешнеэкономическую деятельность субъектов в случае, если она непосредственно связана с вопросами национальной безопасности и обороны, а также, если она подпадает под ограничения в области международного экспортного контроля.
В 2006г. правительство РК продолжало активную деятельность, направленную на поддержку корейских производителей и экспортеров. Центральный банк периодически проводил интервенции для сдерживания роста курса воны. Базовая учетная ставка была поднята с 3,25 до 4,3%. Повышение ставки было вынужденным шагом в связи с тесной экономической зависимостью РК от своего главного экономического партнера - США. Слишком большая разница в учетных ставках центральных банков двух стран могло бы оказать отрицательное влияние на двусторонний товарооборот. Сближение уровней учетных ставок будет способствовать росту явно заниженного курса воны по отношению к долл. США.
В целях сбалансирования валютного рынка и стабилизации экспорта Минфин РК во II полугодии 2006г. объявил о новых мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности. Речь идет о снятии ряда ограничений на финансовые операции в иностранной валюте на:
- приобретение недвижимости в зарубежных странах и вывоз иностранной валюты;
- ведение финансовой деятельности в иностранной валюте (не нужно получать специального разрешения).
Ранее общая стоимость недвижимости, приобретаемой в зарубежных странах одним гражданином Республики Корея, не должна была превышать 1 млн. долл. США. Требовалось в течение трех лет после возвращения на родину на постоянное жительство продать всю зарубежную недвижимость. Согласно новому законодательству, разрешено вкладывать в покупку любую сумму и распоряжаться приобретенной недвижимостью по своему усмотрению.
Правительство также выступило с инициативой о принятии законов, которые бы поощряли создание за рубежом СП. Предполагалось, что в случае, когда СП, где присутствует южнокорейский капитал, экспортирует товары и услуги в РК, то эти компании должны были пользоваться различными таможенными и налоговыми льготами.
Южнокорейский государственный Экспортно-импортный банк (ExIm Bank) объявил о планах выдать в 2006г. средним и малым корейским экспортерам на 17% больше льготных экспортных кредитов, чем в 2005г. Ожидается, что общий объем льготных кредитов составит 28 трлн. вон. Этот шаг правительства РК направлен на поддержку малых и средних компаний на фоне высокого обменного курса воны, который ослабляет конкурентоспособность корейских товаров на мировом рынке. (Средние и мелкие экспортеры обеспечивают 40% всего экспорта РК.).

ExIm Bank является госорганизацией, не ставящей перед собой задачи получения прибыли.
Страхованием экспортных сделок занимается Корейская корпорация страхования экспорта (КСЭ), которая была создана в 1992г. в соответствии с положениями Закона об экспортном страховании с целью способствования развитию национального экспорта и др. видов зарубежной деятельности корейских компаний путем принятия на себя части рисков. Корпорация отслеживает тенденции развития экономической и политической ситуации в различных странах и на их основании присваивает им степень риска. 239 странам присвоена одна из 7 степеней риска, в соответствии с которыми определяются условия страхования экспортных сделок.
Корпорация оказывает национальным экспортерам платные услуги по проверке благонадежности потенциальных партнеров через посредство своих 4 зарубежных представительств, а также с помощью 45 кредитных агентств из 33 стран.
В Корее активно действует ряд правительственных организаций, защищающих интересы малого и среднего бизнеса, таких как Корейская федерация малого и среднего бизнеса (КФМСБ), которая совместно с Администрацией малого и среднего бизнеса:
- проводит сбор и обобщение всей информации для представителей малого и среднего бизнеса,
- оказывает им консультационные услуги,
- предоставляет на льготных условиях кредиты для развития бизнеса,
- организует проведение международных семинаров и конференций, имеющих своей целью установление и развитие деловых связей между корейскими и зарубежными предпринимателями и т.д.
Поддержка национальных производителей и экспортеров осуществляется и на уровне региональных органов власти. В составе администраций каждой из 9 корейских провинций существуют комитеты по поддержке местного бизнеса и развитию международных связей. Эти комитеты как самостоятельно, так и совместно с представителями вышеперечисленных правительственных организаций регулярно организуют презентации местной промышленности, на которые приглашаются представители потенциальных зарубежных покупателей, а также оказывают пр. виды помощи проникновению местных бизнесменов на рынки зарубежных стран.

В 2006г. Южной Корее в целях отстаивания своих экономических интересов пришлось прибегать к применению довольно жестких мер дипломатического характера. Речь идет о затянувшемся переговорном процессе между Сеулом и Токио по определению границ своих эксклюзивных экономических зон в Японском море. Фактически, эксклюзивные экономические зоны Республики Корея и Японии четко не определены, и в 1996-2000гг. стороны провели несколько раундов переговоров по этому поводу, но не смогли достичь взаимоприемлемых договоренностей. являются воды вокруг островов Токто (Такэсима). Официальный Сеул требует признать острова Токто точкой их отсчета, однако Токио выступает категорически против этого требования, поэтому шансы на достижение прогресса в урегулировании споров по-прежнему остаются ничтожно малыми.
Контакты с Россией. Наибольшую активность в установлении сотрудничества с Россией проявляют представители малого и среднего бизнеса РК. Корейские импортеры заинтересованы в поставках из России сырьевых товаров и товаров с неглубокой степенью переработки. Корейские компании-экспортеры в основном предлагают поставлять в Россию высокотехнологичные товары, в которых заинтересованы малые и средние российские компании-импортеры.
Активность российского бизнеса в 2005г. значительно уступала корейскому бизнесу.


Российский рынок автомобильной техники также привлекает внимание южнокорейских автомобилестроителей. Каждый пятый покупатель авто в России приобретает продукцию Hyundai Motor или Kia Motors. Автомобильный рынок в России поделен следующим образом между иностранными производителями:
- Hyundai - 17,4% продаж в 2005г.,
- Toyota - 12,3%, Uzbek-Daewoo - 10,5%,
- Mitsubishi - 9,8%, Ford - 8,7%,
- Kia Motors - 4,2%, а
- а остальные 37,1% сегмента рынка приходятся на американские, западноевропейские и российские компании.
Южнокорейская компания Мандо>, занимающаяся разработкой и производством автомобильных узлов и компонентов, заключила контракт с российской компанией АвтоВаз> на поставку в течение пяти лет с 2010г., систем рулевого управления с электроусилителем для использования их в новом российском автомобиле. Сумма контракта составила 125 млн. долл. США. Фирма планирует приступить к созданию совместных предприятий на территории России, Чехии и Ирака на 185 млн. долл. США.
Вопросы по реструктуризации российского долга перед РК были решены в 2003г., что способствовало дальнейшему развитию сотрудничества в финансовой сфере между странами. В марте 2004г. корейское правительство утвердило порядок погашения российского долга корейским частным финансовым организациям. В соответствии с ним:
банк получит 365,94 млн. долл. США,
Korea Development Bank - 249,5 млн. долл.,
Kookmin Bank, Korea Exchange Bank, Chohung Bank, Hana Bank, Resolution and Finance получат по 182,97 млн. долл.,
Shinhan Bank, и KorAm Bank, - по 66,53 млн. долл. США;
Данным решением с этих банков снят запрет на финансовые операции с российскими юрлицами. Общий долг РФ составляет 1,47 млрд. долл. США, и будет погашен к 2025г.
Во время саммита президентов в 2004г. был подписан ряд кредитных соглашений между российскими и корейскими банками:
кредитное соглашение между Внешторгбанком> и Кореи, которое предусматривает финансирование ряда совместных проектов;
cоглашение между Сбербанком> России и Кореи о межбанковском экспортном кредите на 50 млн. долл. США.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=119463

Справочно. В 2004г. 39 иностранных банков через свои представительства, филиалы (всего 50 отделений) и приобретенные акции в корейских банках активно работают на финансовом рынке РК.
Доля иностранных банков в уставном капитале национальных банков составила в 2004г. 43% (1998г. - 12,3%, 1999г. - 21,7%, 2000г. - 27,7%, 2002г. - 26,7%, 2003г. - 40%).
Национальные банки Кореи делятся на:
коммерческие;
специализированные.
На финансовом рынке Республики Корея оперируют 14 коммерческих национальных и местных банков, в т.ч. 8 национального масштаба:
- Chohung Bank (CHB),
- Korea First Bank (KFB),
- Korea Exchange Bank (KEB),
- Woori Bank, Kookmin Bank,
- Shinhan Bank, KorAm Bank,
- Hana Bank,
а также 6 банков в крупнейших провинциях РК: Daegue Bank, Busan Bank, Kwangju Bank, Jeju Bank, Jeonbuk Bank и Kyongnam Bank.
На территории РК в 2004г. действовали 4.448 филиалов (отделений) национальных и муниципальных банков.
Прибыль второго по величине банка Южной Кореи - Woori Bank - составила 1,1 трлн. вон. Это меньше, чем годом раньше (1,3 трлн. вон). Занявший 3-е место Hana Bank более чем удвоил свои показатели по чистой прибыли, закончив 2004г. с тем же результатом, что и Woori Bank - 1,1 трлн. вон. Такие хорошие показатели связаны с тем, что корейские банки в 2003г., завершив компанию по списанию масштабных безнадежных кредитов, уменьшили объем средств, направляемых в свои резервные фонды, которые создаются для покрытия потерь по кредитам. В 2004г. зафиксировано безнадежных кредитов на 8 трлн. вон, что ниже на 63% чем в 2003г. Вклад в рост чистой прибыли внесли и возросшие расценки за банковские услуги.
Несмотря на хорошие результаты 2004г., ряд банков проводит реформы направленные на повышение их прибыльности, что частично отражается на сотрудниках банков. Так, например, Kookmin Bank завершает в настоящее время реструктурирование, одним из результатов которого станет 10% сокращение персонала. За последние 2г. этот банк сократил число своих отделений на 90 - с 1234 до 1144.
В 2004г. в РК действовали 5 специализированных банков, включая:
- Банк развития Кореи (Korea Development Bank, занят обслуживанием крупного бизнеса и финансированием национальных целевых программ),
- Промышленный банк Кореи (Industrial Bank of Korea, в основном финансирует деятельность предприятий малого и среднего бизнеса);
- Экспортно-импортный банк Кореи,
- кредитно-банковский сектор Национальной федерации с/х кооперативов или NACF (предоставляет займы в области сельского и лесного хозяйства),
кредитно-банковский сектор Национальной федерации рыболовецких кооперативов или NFFC (финансовое обслуживание рыболовного сектора, животноводства и частично сельского и лесного хозяйства РК).
Вторичный фондовый рынок РК состоит из биржи - KSE, бирж Kosdaq и внебиржевого рынка - Korea Over-the-counter Bulletin Board (или KOTC BB). Объем сделок на биржевом рынке KSE в 2004г. составил 555.795,1 млрд. вон, что 1,5% выше, чем в 2003г.
Рынок Kosdaq является вторичным фондовым рынком и управляется корпорацией Kosdaq Stock Market. В 2004г. объем торговых сделок на бирже составил 155.696 млрд. вон, что на 41,5% ниже, чем в 2003г. (266.378,4 млрд. вон).
Число компаний, зарегистрированных на бирже Kosdaq, в конце 2004г. составило 890.
Объем долгосрочных обязательств на 1 дек. 2004г. составил 113,8 млрд. долл. США (106,2 млрд. долл. на конец 2003г), в то время как краткосрочных (со сроком погашения менее 1года) - 52,8 млрд. долл. (52,7 млрд. долл. - 2003г.), причем удельный вес краткосрочных обязательств к накопленным национальным золотовалютным резервам составил (27,4%).

По материалам Полпред (Россия) от 28 апреля 2011г.

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.